Поиск пластического хирурга ни в одном из регионов России не является простой задачей. И главная сложность заключается в том, что по-настоящему опытных специалистов мало. Кроме того, здесь не работают стандартные рекрутерские каналы - на работных сайтах можно найти в лучшем случае человека после ординатуры, хирурга, который хочет переквалифицироваться в пластического, например, челюстного, но не эксперта в своей области.
Ситуацию существенно осложняет и изменения в отрасли, которые произошли в 2018 году. Тогда Минздрав утвердил новый порядок оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия". Требования к клиникам (площадь помещений, оборудование и оснащение) ужесточились. В результате около половины центров пластической хирургии закрылись, ещё четверть - стали выполнять те же операции, что и раньше, но под видом общей хирургии, не подстраиваясь под новые правила. Соответствовать норме могут лишь крупные и известные клиники, а также те, кто за 1-2 года смогли подстроиться под неё путём многочисленных изменений.
Вырос дисбаланс между спросом и предложением на услуги пластической хирургии в зависимости от региона России.
Такие перемены не могли не сказаться и на рынке труда в отрасли. Во многих крупных городах до сих пор немного лицензированных клиник, которые ведут открытую разрешённую деятельность. И спрос на хирургов в таких клиниках огромен.
Многие врачи после 2018 года также либо сменили профиль деятельности, либо локацию.
Потому найм опытного пластического хирурга всегда нестандартный поиск. Они практически не размещают резюме на hh и других работных сайтах.
Этот рынок в целом очень узкий и каждый специалист на расхват.
Тем не менее клиники, которые смогли отладить работу в новых реалиях, аккумулировать большой поток клиентов, могут позволить себе выбирать подходящих им пластических хирургов и хантить специалистов по стране (в том числе и с помощью кадровых агентств).
Какие требования предъявляют клиники к хирургам?
Если пластического хирурга ищет крупная, серьёзная клиника, то ожидания от кандидата следующие:
опыт работы от 7 лет,
собственное наработанное имя в отрасли,
если это необходимо, то наличие определённой специализации.
С одной стороны клинике нужен популярный, “раскрученный” врач. Но если в медицинском центре хорошо налажен маркетинг, продажи услуг среди пациентов, в штате есть медицинские менеджеры, то
снимается потребность нанимать хирурга, который умеет эффективно продавать свои услуги и общаться соответствующим образом с клиентом,
нет зависимости при найме от клиентской базы, которую накопил хирург.
А потому эти требования в таких компаниях не предъявляются к соискателям.
У клиник с такой организацией работы главные требования к пластическому хирургу - оперативный опыт и качество работы.
Опыт кадрового агентства “КАУС-Медицина” показывает, что клиники, которые рассчитывают на собственные базы клиентов хирургов, делают их своим главным маркетинговым решением, проигрывают тем, которые выстроили собственный независимый маркетинг и продажи.
Другие инструменты оценки пластических хирургов
Безусловно важно образование, соответствующий медицинский институт. Плюс ординатура. Несколько лет после врач работает в качестве ассистента, затем совершает сам лишь какие-то несложные операции.
Кроме стажа работы мы смотрим на её интенсивность у кандидата. Есть врачи, которые проводят 200 операций в год, а есть те, кто делает по 1000 операций в год. И это разные по квалификации профессионалы. Отметим, что серьёзные крупные клиники ищут хирургов с опытом от 7 лет.
Также крайне важно то, какие именно хирургические манипуляции совершаются. Самой сложной считается ринопластика. Это высший пилотаж в пластической хирургии.
А есть врачи-универсалы, которые, например, могут подтянуть лицо, но они не смогут провести операцию по изменению формы носа.
Универсальный пластический хирург может провести только несложные операции на носе.
Однако в большинстве клиник за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, универсальные хирурги - это самые востребованные пластические хирурги. Так как самой востребованной операцией является маммопластика. Во многих городах страны просто нет клиник, которые проводят ринопластику.
В крупных городах и столицах индустрия развита сильнее и присутствует больший поток клиентов, потому здесь больше врачей с определённой узкой специализацией. Эти специалисты не боятся отсекать часть направлений и открыто говорить на своих страницах, что они делают только определённые операции (например, ту же маммопластику).
Потому важно понять, подходит ли специализация найденного врача вашим ожиданиям.
Так как мануальные навыки мы можем оценить только по формальным признакам, важное значение имеют отзывы в интернете, которые есть у соискателя. И мы проверяем только те ресурсы, которые публикуют реальные отзывы на медиков, предварительно проверяя их подлинность. Любой дорогой частной клинике важно имя будущего сотрудника. А с учётом стоимости операций, в случае с пластическими хирургами - особенно.
Наличие большого числа положительных отзывов - это самый главный признак долгосрочной и успешной деятельности врача.
Другой, нетривиальный критерий оценки - количество подписчиков в Инстаграм. В идеале их должно быть более 10 тысяч.
Что важно пластическим хирургам при выборе работы?
Так как рынок в этой сфере на стороне кандидата, важно понять, соответствует ли ваше предложение ожиданиям хирурга.
К примеру, в нашей практике был случай, когда пластический хирург с огромным опытом приезжает из своего региона в Москву на один день в неделю - на операции. И его зарплата составляет 1 млн. рублей. На такую зарплату рассчитывают эксперты в области.
Но также есть кандидат, который выходит на операции 2 раза в неделю и получает доход в 300 тысяч рублей. Это уровень молодого хирурга.
Конечно, чтобы получить специалиста нужного вам уровня к себе в штат, важно понимать рынок и уровень зарплат.
Обычно хирурги работают в клиниках за процент от стоимости операций. В среднем по рынку это 20-35%.
Такой значительный разброс связан с двумя моментами:
включены или нет в оплату труда расходные материалы,
присутствует или нет в конкретном регионе дефицит пластических хирургов.
Особую ценность имеет медицинский стаж, хоть это могут предложить своим сотрудникам немногие частные клиники.
Конечно, как и другие медицинские специалисты, пластические хирурги нередко работают по совместительству. И чтобы врач выбрал вас как единственное место работы, ему нужна соответствующая мотивация.
Также компания-работодатель нередко продвигает бренд пластического хирурга - ведёт и развивает аккаунт в инстаграм сотрудника. И этот фактор играет не последнюю роль в принятии решения о смене места работы.
И зачастую, непонимание ожиданий имеющихся на рынке труда кандидатов, мешает клиникам найти нужного специалиста.
Например, именитая клиника обратилась ищет пластического хирурга в штат.
У неё есть имя, это крупная компания. Но непонимание рынка и, как следствие, нерелеватное предложение, неадекватные требования мешают вакансию закрыть.
У руководства есть свои убеждения относительно условий труда, и они готовы предложить только 19% от стоимости операций (23% - это зарплатный потолок).
Они пробовали найти специалиста сами, но ничего не получается.
У клиники высокий ценник - на 40% выше, чем у многих конкурентов. Они не нагружают пластического хирурга административными, консультационными задачами и продажами услуг.
Операционные очень хорошо оснащены. Там самое последнее оборудование.
На такую зарплату согласятся хирурги с опытом, например, 4 года. Мы нашли такого кандидата. Несмотря на то, что у него не такой большой стаж, этот специалист уже делал ринопластику.
Однако с точки зрения работодателя, такого человека ещё нужно учить и учить. Потому он компанию не устраивает.
Однако реалии рынка таковы, что пластические хирурги того уровня, который хочет видеть клиника (более 7 лет опыта), не согласятся на оплату в 19%. И даже повышенная стоимость операций, хорошее администрирование и прочие доводы не помогут убедить их сменить место работы.