Аптеки в нашем городе растут как грибы, однако этот сектор рынка труда имеет свою специфику - персонал обязательно должен иметь специальное образование. Здесь нереально набрать «людей с улицы», а уже потом обучать их профессии силами компании. Вот и выстроились представители аптечных сетей и фирм буквально в очередь за дипломированными провизорами и фармацевтами.
Без диплома - никуда
С точки зрения кадров фармацевтический рынок отличается от любого другого. Главное отличие - более высокий интеллектуальный уровень кандидатов. Здесь даже стартовая позиция - медицинский представитель - требует наличия диплома врача, который получить не так-то просто. То, что фармацевтика - этический бизнес, также серьезно корректирует требования к специалистам, работающим в нем.
Молодые фармацевты хорошо знают себе цену на рынке труда, поскольку в Петербурге всего два учебных заведений этого профиля. И поступить туда очень непросто. Например, фармацевтический колледж - федерального подчинения и имеет мало бюджетных мест. Как правило, все выпускники трудоустраиваются в первый же год после окончания учебы.
Большинство из них ориентированы на построение карьеры и мечтают продолжить обучение - получить высшее образование: без этого сейчас нельзя претендовать на должность заведующего аптеки. Помимо профильного образования, сотрудник аптечного супермаркета должен обладать рядом профессиональных качеств и навыков. К сожалению, по мнению работодателей, колледж и фармацевтическая академия дают молодым специалистам глубокие знания в области технологии приготовления лекарств, но практически не готовят их к работе с клиентом и активным продажам. Ведь современные аптеки с открытой выкладкой имеют очень широкий ассортимент. Поэтому сотрудник, работающий в зале, должен уметь взаимодействовать с покупателем так же, как и его коллега в модном бутике, например.
В цене западная модель
Требования работодателей к потенциальным сотрудникам становятся все более серьезными, особенно к работникам первого звена - так называемым первостольникам, то есть тем, кто работает непосредственно с покупателями. Им необходимо отлично знать ассортимент, владеть ПК и кассовым аппаратом, уметь хорошо ориентироваться в особенностях применения широкого спектра лекарств.
Что касается маркетологов, работающих в аптечной сфере, то наличие медицинского образования уже не является обязательным требованием, в то время как диплом МВА в области маркетинга желателен.
По мнению экспертов, сегодня на российском фармацевтическом рынке доминируют западные модели ведения бизнеса. Это связано с тем, что зарубежные компании изначально пришли на рынок как более сильные и успешные игроки.
Российские компании работают в первую очередь над изменением «советской» производственной психологии и формированием у персонала ответственного отношения к работе, заинтересованности в ней. Ведение принципа индивидуальной ответственности за результат, проработка материальных и нематериальных мотивирующих факторов распространяются не только на топ-менеджеров, но и на персонал всех уровней. Успешные фармацевтические компании имеют четкую внутрикорпоративную систему обучения с акцентом на западные технологии.
Как уже было сказано выше, основные трудности в области кадровой политики, которые испытывают в настоящий момент работодатели на данном рынке, связаны с подбором персонала. По словам рекрутеров, данный рынок труда очень узок, и он становится все более компактным. Опытный сотрудник, ищущий работу, скорее исключение. Работодатели и кадровые агентства тщательно отслеживают всех специалистов высокого уровня и находятся с ними в постоянном контакте.
Зарплаты растут
И растут заметно. Так, если совсем недавно зарплата рядового сотрудника составляла 300 - 400 долларов, то сейчас эта цифра приблизилась к 700 - 750 долларам. В сфере среднего менеджмента она варьируется в пределах 1 200 - 2 000 долларов. Зарплаты специалистов в области маркетинга также увеличились и составляют от 1 500 до 3 000 долларов.
В мотивации персонала большое значение имеет бонусная система. Правда, факторы, определяющие размер бонуса, могут быть разными: отечественные компании ориентируются в основном на объемы продаж, а иностранные склонны учитывать также умение работать в команде, профессиональное развитие сотрудника, инициативность.
Подготовила Влада Романова.
Источник: http://www.chance.ru