Фармацевтика

Хочумогудолжен

Основным принципом эффективного управленца розничного звена фармрынка должна стать внутренняя потребность постоянного обучения, совершенствования знаний, получения необходимой информации с использованием всех возможных источников.

Говоря о подготовке управленцев для розничного звена фармрынка, нель¬зя забывать, что данная категория объединяет не только руководителей аптечных организаций и их заместителей, которые согласно федеральному законодательству должны иметь фармацевтическое образование и сертификат специалиста по специальности «Управление и экономика фармации». В эту категорию входят также менеджеры различного уровня, управленцы головных офисов аптечных сетей, включая собственников, которые, как правило, не имеют профильного образования. Сегодняшний послевузовский образовательный вектор повышения квалификации провизоров нашего университета наиболее востребован и направлен именно на подготовку профессионалов с такой специализацией.

Если рассматривать процесс обучения с позиции парадигмы «хочу—могу—должен», то спрос на образовательные программы, ориентированные на подготовку управленцев различного звена фарминдустрии, определяется в первую очередь глаголом «должен». На наш взгляд, руководитель розничного звена должен иметь сертификат специалиста и продлевать его через каждые пять лет. В последнее время эту необходимость многие стали осознавать, и поэтому, думаю, наиболее востребованными являются реализуемые нами программы по специальности «Управление и экономика фармации». Речь идет как о послевузовской годичной подготовке (интернатура) — в сентябре 2010 г. только на бюджетной основе по данной программе начали обучение более 100 слушателей, так и о повышении квалификации (в объеме 144 аудиторных часов) — ежегодно по данной программе в университете проходит обучение на бюджетной основе около 400 слушателей.

Еще одна имеющаяся в университете программа переподготовки (в объеме 504 часов) — для лиц, имеющих сертификат по другой фармацевтической специальности или стаж работы в должности руководителя от 5 до 10 лет, но не прошедших интернатуру или имеющих перерыв в стаже работы по специальности более 5 лет. В текущем году на факультете последипломной подготовки провизоров (ФППО) на бюджетной основе прошли обучение 20 человек.

Все реализуемые в университете программы строятся на основе утвержденного в 2005 г. образовательного стандарта по специальности «Управление и экономика фармации» с учетом возможностей научного и педагогического потенциала сотрудников кафедры управления и экономики фармации ФППО. Программа включает изучение: современной институциональной среды фармрынка (законодательство, тенденции развития внешней среды); современных технологий управления персоналом (в т.ч. конфликтология), ассортиментом (сбалансированная система оценки, программы лояльности, технологии продаж и др.); ценообразования; налогообложения; технологий управленческого учета и финансового аудита и др.

Специалисты Первого МГМУ им. И.М. Сеченова не только активно разрабатывают новые образовательные программы, ориентируясь на запросы рынка, но и являются зачастую разработчиками многих нормативных документов и регламентов, регулирующих новые управленческие подходы и механизмы управления на фармрынке.

Факультет имеет возможность создать и индивидуальные программы обучения в соответствии с учетом запросов работодателей. В этом году в университете расширены возможности по реализации данных программ в регионах РФ, проводятся выездные циклы, используются дистанционные технологии — вэбинары, телеконференции и др.

Сегодня руководителям сложно организовать работу так, чтобы обучение не было в ущерб выполнению основных задач организации. Такое положение связано с другим глаголом парадигмы обучения — «могу». Современный руководитель не может ради учебы оставить аптеку на месяц, да и высшее руководство вряд ли отпустит сотрудника на этот срок. Наш университет является инициатором изменения формального подхода к реализации программ дополнительного профессионального образования специалистов сферы обращения ЛС и перехода к непрерывному профессиональному развитию посред-ством так называемой накопительной системы кредитов в течение всего 5-летнего ресертификационного цикла.

Возвращаясь к заявленной ранее парадигме обучения, скажу, что мы хотели бы, чтобы акцент у руководителей аптечных учреждений сместился в сторону глагола «хочу». Пока, к сожалению, большого интереса к подготовленным программам тематического усовершенствования в области управления качеством фармацевтической деятельности, фарммаркетинга мы не увидели. Исключением является тематика организации работы с наркотическими, психотропными, ядовитыми и сильнодействующими лекарственными препаратами.

У руководителя должна быть мотивация к получению знаний. Вопрос, чему и как нужно учить — вторичный, ответ на него зависит от целевых компетенций, на которые мы сориентировали наши программы с учетом изменений фармрынка. При этом обучение может быть краткосрочным, но оно должно быть постоянным, только тогда можно говорить о развитии и постоянной актуализации знаний в сфере управления. Ведь обучение идет не только на семинаре, но и при участии в обсуждении проблем в профессиональном сообществе, на съездах, конференциях, в т.ч. региональных. Статус этих мероприятий имел бы большее значение для специалистов, если бы участие в них шло в зачет повышения квалификации, как это распространено у наших зарубежных коллег.

Рынок образовательных услуг в фармсекторе очень насыщенный и конкурентный. К сожалению, в таком активно развивающемся секторе экономики, как фармация, пока недостаточно выпускается специализированной литературы, интернет-ресурсы ориентированы в основном на нормативно-правовую основу фармдеятельности.

Университет активно работает над реализацией возможности доступа провизоров различных звеньев управления к современным источникам информации в электронном виде, с использованием онлайн-дистанционных форм и телекоммуникационного обучения. В настоящее время мы готовим электронную площадку нашего университета для экспертного анализа и консультаций в сетевом режиме, в т.ч. по вопросам фарммаркетинга, менеджмента, стратегического планирования.

Записала Наталья Белова

Источник: http://www.pharmpersonal.ru/articles/khochumogudolzhen8665.html#vac


 

Подписаться на свежий обзор зарплат

Ваше имя*

Ваш E-mail*

Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных", на условиях и для целей, определенных Политикой конфиденциальности.

Обзор зарплат в отраслиСайт Группы кадровых агентств КАУС

г. Москва, Шлюзовая наб., д. 6, стр. 4
Телефон: (495) 660-35-40
г. Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д. 2. Телефон: (812) 615-80-39
e-mail: list@kaus-group.ru

© 2021 Кадровое агентство
«КАУС-Медицина»

Политика конфиденциальности